История и традиции воспитательной работы - СШ 2 г.Каменца
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История и традиции воспитательной работы

В толковых словарях разных авторов слово «традиция» означает примерно одно и то же: исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, укоренившийся порядок и т.п.  Школьные традиции следует рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые из одного поколения учащихся к другому».

Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь и пестовать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер.

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Сохранение школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. Одним из признаков, которыми характеризуются школьные традиции, является наличие в них установившейся формы, и, как правило, яркой, богатой формы. Молодая, только зарождающаяся традиция на первых порах оказывается не очень интересной со стороны формы, но в дальнейшем она обязательно накопит такие черты, которые украсят её, сделают привлекательной для школьников. Эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой. Значимость и необходимость школьных традиций заключается еще и в том, что они отражают социальную направленность учебного заведения. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.

К.Д.Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров. Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

В нашей школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.

На протяжении многих лет наша школа свою воспитательную деятельность ведет по следующим направлениям:

  • Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности, знаниям;

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

      В реализации данных направлении школа за многие годы выработала следующие виды деятельности и формы занятий, которые стали традиционными в школе, т.е. ежегодно повторяются на более высоком уровне и с новым содержанием.

Примерные виды деятельности и формы занятий

  • Получение первоначальных представлений о Конституции Республики Беларусь, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Республики Беларусь;

  • Ознакомление с героическими страницами истории Беларуси, жизнью замечательных людей, ставших примером гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, викторин и интеллектуальных  игр гражданского и историко-патриотического содержания).

  • Ознакомление с историей и культурой Каменетчины (в процессе бесед, встреч со знаменитыми земляками, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий по памятным местам города и района).

  • Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).

  • Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детских и молодежных организаций (в процессе активного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскими и молодежными организациями).

  • Участие в волонтёрских акциях, взаимодействие с ЦКРОиР г.Каменца, ТЦСОН, КРСПЦ.

  • Духовно-нравственное воспитание через воспитание милосердия, толерантности (в процессе бесед, тематических классных часов, организацию встреч с православными священниками Церкви преподобного Симеона столпника г.Каменца в рамках реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь с Белорусской православной церковью)
  • Организация встреч с выпускниками школы, студентами ВУЗов, ССУЗов Республики Беларусь и ближнего и дальнего зарубежья. 

Таким образом, в системе воспитательной работы школы имеются важные традиции, помогающие выделить основные этапы школьной жизни:

• Проведение торжественных мероприятий, посвященных  Дню знаний и Последнему звонку.

Проведение мероприятий, приуроченных к  календарю государственных праздников, праздничных дней, праздничных  и памятных дат Республики Беларусь (День белорусской письменности, День пожилых людей, День учителя, День матери, День борьбы с табакокурением, Всемирный день борьбы со СПИДом, День инвалидов, День прав человека, Новый год, День белорусской науки, День юного героя-антифашиста, День памяти воинов-интернационалистов, День защитника Отечества, Международный женский день, День Конституции  Республики Беларусь, День единения народов Беларуси и России, Всемирный день здоровья, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День семьи, День пионерской дружбы, День защиты детей, День независимости Республики Беларусь).

 Проведение тематических месячников, декад, недель, посвящённых:

Дню Матери ( октябрь);

Месячник  ЗОЖ и профилактики вредных зависимостей ( ноябрь);

Месячник ( декада) профориентации (январь-февраль);

Месячник ( декада) гражданско-патриотических дел ( февраль);

Вахта Памяти ( май).

 Проведение акций милосердия "Рука помощи", "От сердца к сердцу", "Рука в руке", "Милосердие -долг сильных".

• Проведение трудовых акций "Чистый двор" (уборка пришкольной территории и территории Парка Победы) , "Бумажный бум" ( сбор макулатуры), "Чистый лес" ( уборка территории Муринского леса), "Мы помним... Мы не забудем..." ( уборка территории памятника воинам и мирным жителям в Прусковском лесу).

 Вручение подарочных изданий "Я гражданин Республики Беларусь" учащимся, достигшим 14-летнего возраста (в рамках торжественных мероприятий).

 Проведение предметных недель.

 "Путешествие в среднюю школу" ( организация экскурсии четвероклассников по школе, знакомство с учебными кабинетами и учителями предметниками).

 Минута славы 5-х классов"  "Знакомьтесь - это мы!"  (программу готовят и представляют пятиклассники при переходе на II ступень обучения).

 Встреча "О студенческой жизни из первых уст" ( встреча учащихся 10-11 классов с недавними выпускниками школы, а ныне студентами ВУЗов и ССУЗов).

• Проведение мероприятий различной направленности в рамках шестого школьного дня.

Награждение учащихся школы по итогам года "За отличную учёбу и примерное поведение", "За активное участие в общественной жизни школы", "За активное участие в спортивной жизни школы". Оформление стендов "Отличники учёбы" и "Спортивная гордость школы".

• "Послание в будущее"  выпускников школы ( вручается на хранение директору школы на выпускном вечере).

Мы стремимся к тому, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. 

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, которые с гордостью будут нести звание выпускника СШ №2 г. Каменца.