Выбор профессии - серьезное дело. На этой странице мы разместили информацию которая поможет сделать правильный выбор.
Каталог учреждений высшего образования и указатель специальностей
Каталог учреждений высшего образования Республики Беларусь
Систематизированный указатель специальностей, направлений специальностей, специализаций и квалификаций высшего образования в Республике Беларусь
Учреждения среднего специального образования
Учреждения профессионально-технического образования
Учреждения высшего образования
Тест-анкета
для определения родителями предрасположенности детей
к различным видам деятельности
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но как выявить его личную одаренность? В какой области дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Информация, полученная в ходе обследования, поможет выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.
Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У ребенка способности к научной работе, если он;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книги), опережая в этом своих сверстников;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и не остывает к работе, если его изобретение или проект не поддерживают окружающие.
Артистический талант проявится у ребенка, если он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
- с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый учебный материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на занятиях ему скучно;
- хорошо эрудирован по многим сферам жизнедеятельности;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
У ребенка способности к спортивной деятельности, если он:
- очень энергичен, все время хочет двигаться;
- смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет вверх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- быстро овладевает различными спортивными играми;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично;
- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У ребенка литературный дар, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:
- не находя слов или «захлебываясь», прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
В помощь специалистам при проведении
профориентационных мероприятий
О получении рабочей профессии
Сегодня в Беларуси востребованы рабочие профессии, в списке вакансий они занимают почти 80 процентов. Развитие экономики невозможно без квалифицированных рабочих и спрос на рабочие профессии растет. Рабочие профессии востребованы на промышленных предприятиях, в строительной отрасли, торговле, сельском хозяйстве, сфере услуг и в бизнесе.
Часто выпускники стремятся получить именно высшее образование, считая, что это престижно. Но многие, закончив вуз, так и остаются без работы. Может, стоит сразу обучиться рабочей профессии, а потом уже и дальше повышать свой профессиональный уровень? К тому же уметь что-то делать собственными руками - навык, который сможет выручить в сложной жизненной ситуации. И фраза “провалишь экзамены — пойдешь в ПТУ” не будет звучать как угроза для абитуриентов. Рабочая профессия – это не только востребованная профессия, но и профессия, которая сегодня развивается и совершенствуется. Преобладающим типом рабочего должен стать высококвалифицированный специалист, как минимум с общим средним образованием, владеющий несколькими смежными профессиями.
Рабочая профессия имеет немало положительных характеристик, и ее получение может стать более выгодным, чем получение высшего образования.
К «плюсам» выбора рабочей профессии можно отнести:
Получение профессии за небольшой срок и на бесплатной основе. Система профессионально-технического обучения с учетом требований рынка труда обеспечивает бесплатность и доступность получения не только профессии, но и общего среднего образования, позволяющего продолжить обучение в системе среднего специального или высшего образования
Срок обучения определяется сложностью специальностей и составляет: для лиц, обучающихся на основе общего базового образования- до 3 лет, для лиц, обучающихся на основе общего среднего образования- от 1 года до 2 лет.
Получение востребованной на рынке труда профессии и гарантированное трудоустройство. Дефицит кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы, в то время выпускнику вуза зачастую недостаточно наличие диплома.
Высокий начальный уровень оплаты труда. Рабочему с высокой и востребованной квалификацией работодатель готов сразу предложить хорошую зарплату. Оплата труда молодого слесаря может значительно превышать зарплату молодого юриста.
Разница оплаты труда рабочего зависит не только от приобретенной профессии и уровня квалификации, но и от отрасли экономики, а также отдельного предприятия. Проведенная модернизация производства, внедрение инноваций для многих предприятий определили создание конкурентоспособных рабочих мест.
Постепенный карьерный рост. Нередко успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии. Для карьерного роста огромное значение имеет мастерство и навыки. Если в ВУЗах в основе образовательного процесса - теория, то обучение в профессионально-технических и средних специальных учреждениях образования предусматривает от 40 и более процентов времени на практическую работу, что обеспечивает им большую ценность на рынке труда. Получив опыт работы, став мастером производства, работник может поступить в ВУЗ. И такое обучение более эффективно, так как человек знает свою специальность на практике.
Многие предприятия, работают совместно с иностранными производителями, а это значит - оборудование мирового уровня, использование современной техники и технологии. Поэтому работодатель сегодня ждет технически подготовленных рабoчих, которые могут работать не только руками, но и головой. Если раньше от работника требовалось качественно и планово выполнять работу, то в современных условиях ценится желание расти в своей профессии.
Организация собственного дела или свободная занятость, опирающаяся на полученную профессию. Зная своё дело, выпускник может работать на себя: организовать собственное дело или же заняться выполнением заказов физических лиц. Например, штукатур, облицовщик-плиточник помимо трудоустройства по договору может организовать собственную строительную фирму, а может выполнять частные заказы. Подобные варианты существуют для многих рабочих профессий.
Рабочая профессия развивается и совершенствуется
В наше высокотехнологичное время все больше требуется присутствие интеллекта во всех видах человеческой деятельности. Согласно данным статистики, уже сейчас около 3% рабочих мест должны быть заняты кадрами именно с высшим образованием. Развитие инновационной экономики, высоких технологий в производственной сфере в свою очередь требует наличия высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые имеют подготовку и готовы работать на высокотехнологичном производстве. На некоторые профессии, по которым раньше использовались кадры невысокой квалификации, сегодня требуется квалификация среднего или высокого уровня. Более высокий уровень образования необходим для работы на современной зерноуборочной технике. Будут востребованы высококлассные рабочие, которые, освоив профессию, смогут в перспективе работать на станках с числовым программным управлением.
К основным «минусам» рабочих профессий можно отнести такие факторы: развитие профессиональных заболеваний, неблагоприятные условия труда, т.к. не все предприятия сегодня готовы предложить максимально комфортные и безопасные условия труда.
Престиж рабочей профессии в обществе постепенно повышается. Однако некоторые молодые люди готовы работать курьерами за незначительную зарплату, заниматься чем угодно, лишь бы не идти к станку. Поэтому важно уже с начальных классов рассказывать о социальной значимости рабочих профессий. Неважно кто ты — слесарь, профессор, банкир или учитель. Главное — находиться на своем месте и быть настоящим профессионалом.
Получить рабочую профессию можно в системе профессионально-технического образования, а также через службу занятости населения.
В Брестской области функционирует 30 учреждений профессионально-технического образования. Из общего количества 17 учреждений имеют статус профессионального лицея, 12 – профессионально-технического колледжа, 1 – профессионально-технического училища.
В соответствии с заявками и договорами принято в 2012 году для получения профессионально-технического образования 5534 человека (меньше установленного плана на 615 человек). Обучение в учреждениях профессионально-технического образования осуществляется более чем по семидесяти специальностям. В 2012 году из учреждений профтехобразования выпущено 7184 квалифицированных рабочих. После обучения41,0 % учащихся получили 4-й и выше квалификационный разряд. 81,0% выпускников получили две и более квалификации. Направления на работу - 99,5%.
С учетом потребностей региональных рынков труда прекращен прием по 21 специальности и открыта подготовка по 28 («контролер материалов, изделий и лекал», «демонстратор одежды», «электромеханик по лифтам», «боец скота», «оператор компьютерной графики», «электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования»).
В целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, изучения новой техники и технологий на базе четырех ведущих учреждений профессионально-технического образования области (Брестский ГПТК торговли, Кобринский ГПТК строителей, Барановичский ГПЛ машиностроения, Областной аграрно-производственный профессиональный лицей г. Дрогичина) созданы ресурсные центры производственного обучения.
Служба занятости населения осуществляет профессиональное обучение безработных граждан по профессиям и специальностям за счет средств Фонда социальной защиты населения. Сроки профессионального обучения безработных устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев и в среднем составляют 4 месяца.
Получение рабочей профессии по направлению службы занятости населения осуществляется в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, учебных центрах и организациях.
В 2012 году обучение проводилось по 70 профессиям и специальностям на базе 50 учреждений образования области и республики. В 2012 году организовано обучение 1956 граждан, из них 75 % - на получение рабочей профессии. Под конкретный заказ нанимателя с гарантией последующего трудоустройства направлено на обучение 843 безработных или 43,7 %.
В том числе 513 безработных было принято на обучение государственным учреждением дополнительного образования взрослых «Брестский центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих», которое специально было создано в 1997 году для обучения безработных. Обучение в учебном центре осуществляется более чем по 20 рабочим профессиям (визажист, мастер по маникюру, оператор ЭВМ (ПЭВМ), парикмахер, мастер по маникюру, продавец, слесарь по ремонту автомобилей, монтировщик шин и шинно-пневматических муфт, балансировщик шин, стропальщик, швея, штукатур, облицовщик-плиточник и др.).
Профориентационный путеводитель
для нерешительных выпускников и их родителей
Счастлив лишь тот выпускник школы, который точно знает, что может только шить или, например, чинить автомобили, и больше ничего не умеет делать. А если человек настолько умен, обладает такими разносторонними знаниями и незаурядными способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить своим присутствием? Родители настаивают на овладении конкретным ремеслом, которое всегда прокормит их чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз...
Это далеко не полный перечень основных проблем, которые выплескивают на специалистов по профориентации учащиеся выпускных классов и их родители, увязшие в своих заблуждениях, из которых наиболее распространены следующие:
каждый человек генетически предрасположен к определенному виду деятельности;
умный психолог сам выберет подходящую профессию для выпускника;
хорошая успеваемость по конкретным дисциплинам указывает на выбор определенной специальности. Попробуем разобраться в этих заблуждениях.
Действительно, каждый школьник к шестнадцати годам, как правило, уже обладает индивидуальными психологическими особенностями. Их можно диагностировать, составив так называемую сетку качеств и просто наложив ее на таблицу заданных профессиональных параметров. Многие считают, что при совпадении личностного профиля с профессиональным запросом можно смело шагать в нужный вуз, однако этот путь изначально неправильный.
До сих пор нет четких требований по многим специальностям! Сетки, как личностные, так и профессиональные, изменяются каждый год, по ним нельзя строить долговременные прогнозы. Будущая профпригодность человека будет меняться в зависимости от многих факторов, в число которых входят собственные мотивы, здоровье, особенности трудового коллектива и многое другое. Единственная польза от диагностической процедуры - коррекционный эффект. Она способна подтолкнуть человека к самостоятельному изучению себя как личности, своих возможностей, что в результате и позволит сделать правильный выбор. Кроме того, опытный профессионал на основе анализа особенностей нервной системы, личности и стереотипов поведенческих реакций расскажет выпускнику о возможных вариантах адаптации к выбранной профессии.
Допустим, человек считает себя очень медлительным и нерешительным (инертность подтверждается при диагностике) и полагает, что данные качества несовместимы с приглянувшейся профессией. Чаще всего подобное мнение оказывается ошибочным. Психолог подскажет, как можно использовать инертность, работая по выбранной специальности.
Кроме характерологических особенностей, которые будут мешать или помогать в профессиональном становлении, нельзя забывать об индивидуальных способностях (общих, специальных или незаурядных). Именно они иногда становятся косвенными причинами выбора будущей специальности. Согласитесь, нелегко отказаться от профессии, например, танцора, когда на это уже потрачено десять лет труда в детском ансамбле и есть природные данные. Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный. Бывает, что отличник по химии вдруг заявляет, что хочет поступать на факультет философии. Родители принимают это решение за протест, сопротивляются выбору, даже запрещают, не подозревая, что ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Долгие годы, учась в школе, ребенок удачно шел по проторенному пути, ему помогала в этом природа, наградив способностями к химии (в конкретном случае). Он получал свои пятерки, за которые его даже перестали хвалить. Никто и не заметил, как он был бесконечно рад вдруг появившейся четверке по истории.
Его внутренняя направленность оставалась незамеченной, и школьник сам долго стеснялся своего выбора. Родители полагали, что глупо нанимать репетитора по истории, чтобы дотянуть до четверки, когда ребенку прямая дорога на химический факультет МГУ. Тем не менее, если вовремя обратиться к специалистам, даже в девятом или десятом классе можно сделать своего ребенка счастливым, дав ему шанс заниматься тем, чем он хочет.
В чем заключается помощь психолога?
Путем проведения разнообразных диагностических проб он выясняет, недостаточное развитие какой мыслительной операции> привело к отставанию по конкретному предмету.
Затем психолог разрабатывает ряд коррекционных упражнений, советует воспользоваться дополнительной литературой. При систематических занятиях можно выправить ситуацию. Современные родители, покупая массу пособий и игр, занимаются развитием интеллекта собственных детей, лишь когда те пребывают в дошкольном возрасте, а когда ребенок идет в школу, оставляют все на откуп учителям. В лучшем случае родители проверяют домашнее задание или нанимают репетитора. Никому и в голову не приходит, что, например, ту же способность к обобщению и классификации можно тренировать и в средних классах. Даже самый опытный репетитор не всегда сможет помочь ребенку, если пропущен кирпичек в стройной системе мышления. Этим должен заниматься специалист-психолог при условии реальной заинтересованности самого ребенка.
Последний и, наверное, самый неприятный аспект в теме профориентации - это вопрос о так называемой профнепригодности личности. В реальности категорических запретов гораздо меньше, чем в головах выпускников и их родителей. Объективные противопоказания не следует путать со своими страхами, сомнениями, а иногда и просто с ленью и праздностью, нежеланием подробнее узнать о собственном соответствии выбранной профессии.
Действительно, существуют формально-динамические особенности психики, и некоторые из них являются врожденными (например, основные свойства нервной системы - сила, подвижность, лабильность). Они зависят от генотипа человека и поэтому практически постоянны в течение всей жизни. Генотип неизменен, но вот его типические проявления могут меняться под влиянием многих факторов (среды, воли человека). В пределах нормы происходит некоторая адаптация, человек подбирает индивидуальные рычаги управления собственной нервной системой.
Люди с нервной системой сильного типа эмоционально более устойчивы к различным раздражителям, а значит, и более пригодны для экстремальных профессий. Человеку, не обладающему таким типом нервной системы, но решившему стать, например, летчиком, пожарным или машинистом, следует пересмотреть свой выбор. Наверняка существуют смежные специальности, позволяющие самореализоваться. Если нельзя быть космонавтом, можно стать специалистом по подготовке к полетам.
Не следует также считать, что люди со слабой нервной системой выброшены за борт. По сравнению с сильными личностями они лучше справляются с монотонной длительной работой, выполняют ее точно, вкладывая всю душу. Такие люди более чувствительные, глубокие, отзывчивые. Профориентаторы предлагают им профессии администраторов, компьютерщиков, воспитателей.
Во всех остальных случаях четких запросов нет. Разумеется, из списка обсуждаемых были исключены профессии, для которых необходим талант (художники, дегустаторы, спортсмены и т. д.). Человек, адаптируясь к деятельности, может выбрать руководящую работу, отшлифовать индивидуальный стиль, который позволит компенсировать некоторые природные недостатки. Иногда людям со слабой нервной системой удается довести свой стиль до совершенства, что позволяет им в нарушение всех принятых стандартов успешно работать в так называемых запретных областях.
Кроме того, в любой профессии есть такое понятие, как специализация. Именно она позволяет человеку не только сгладить свои недостатки, но и, что самое главное, реализовать способности. Например, инертные водители такси в мегаполисах так тщательно готовят свою машину, изучают маршруты, возможные препятствия, что становятся надежнее сильных экстремалов.
Формирование профессионала происходит в течение всей жизни, и может оказаться, что выбор был сделан неправильно. Родители должны подготовить своего ребенка к этому, подтолкнуть его к идее освоения параллельных или смежных специальностей, поддерживать любые его интересы. Однако следует помнить, что это всего лишь рекомендации специалиста, а выбор делает сам выпускник. Поступление в вуз - это только начало истории.
Родителям на заметку
РОДИТЕЛЯМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Многие родители считают, что они лучше знают, какую профессию (увлечение) ребёнку выбрать.
Это одно из самых серьёзных родительских заблуждений всегда оправдывается благими намерениями. О том, куда ведут они, напоминать, наверное, нет необходимости. Великий баснописец Крылов писал: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...». К сожалению, это встречается не редко, и во многом из-за того, что родители выбирают за детей их профессию.
У каждого человека есть предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Вряд ли может быть счастлив человек, занимающийся делом, не соответствующим его врождённому физическому и психическому складу. Человек же, всегда остающийся самим собой, пусть даже и не добьётся ошеломляющих успехов, но не пойдёт против своей природы, что является одним из важнейших условий личного счастья.
Американский писатель, психолог Дейл Карнеги писал, что ему пришлось потерять много лет жизни, подражая другим людям. Навсегда отказавшись от идеи сочетать в себе достоинства других людей, он засучил рукава и приступил к работе над учебником по ораторскому искусству, в котором нашли отражение его собственный жизненный опыт, наблюдения и мысли. Дейл Карнеги пришёл к тому же выводу, что и профессор английской литературы в Оксфорде сэр Вальтер Рэлей. «Мне не дано писать, как Шекспир, - сказал он. - Но я могу написать свою собственную книгу».
Тот же Дейл Карнеги приводит в своей книге следующие строки из произведения поэта Дугласа Мэллоха:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем!
Будь кустиком, если не можешь быть деревом!,
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком!
Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!
Если мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни, только найди своё дело.
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой!
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе!
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!
Многим родителям не помешало бы вдуматься в эти слова и определиться вначале, нашли ли они сами своё дело, в котором стараются быть лучшими. А затем уж подумать над тем, не мешают ли они своему ребенку оставаться самим собой, определяя выбор увлечения или будущей профессии.
разгарнуць » / « згарнуць