1. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.
2. Подбор слов на заданный звук.
«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с]» и т.п.
3. Определение первого и последнего звука.
«Назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын».
4. Определение количества и последовательности звуков в простых словах.
«Скажи, сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук этих слов» и т.п. Материал нужно постепенно усложнять, подбирая слова из пяти, шести, семи звуков. Для упрощения подсчета количества звуков в слове ребенок может использовать пальцы руки, загибая их при назывании каждого звука.
5. Деление слов на слоги.
Перед тем, как обучать ребенка делению слов на слоги, нужно объяснить ему, что звуки речи бывают гласными и согласными. Гласные звуки – это те звуки, которые поются, тянутся. Обозначаем мы их красным цветом. Рассмотрите с ребенком алфавит, назовите вместе с ним гласные звуки. Согласные звуки – это те звуки, которые нельзя пропеть и которые встречают во рту преграду. Например, звук [п] – не поется, не тянется и встречает во рту преграду в виде губ. Называйте ребенку разные звуки и просите его определить, какой это звук: гласный или согласный и объяснить, почему он так считает.
Только после того, как ребенок четко различает гласные и согласные звуки, следует переходить к делению слов на слоги. Ребенку следует запомнить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Начинать работу следует с простых слов. Для облегчения работы можно попросить ребенка «прохлопать» слоги. Например, слово «ЛУНА» Давай «прохлопаем» это слово ЛУ-НА. Сколько раз ты хлопнул? (Два.) Значит, сколько слогов в этом слове? (Два.). Назови первый слог. (ЛУ). Какая там гласная? (У). Назови второй слог (НА). Какая там гласная? (А). Сколько гласных в этом слове? Назови эти гласные ещё раз. Вспомни правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Сколько гласных у нас получилось? Значит, сколько слогов в этом слове? После такого подробного разбора слово можно записать, проговаривая его по слогам.
Далее подчеркнуть в этом слове красным карандашом гласные.
Вертикальной чертой разделить слово на слоги. ЛУ│НА.
Точно так же следует работать и с другими словами, постепенно усложняя материал. Особое внимание следует обратить на слова со стечением согласных.
Например, КОШКА. Следует объяснить ребенку, что звуки Ш и К «не хотят дружить» и «расходятся» в разные слоги. Поэтому такие слова делятся на слоги следующим образом: КОШ│КА.
Когда ребенок научится делить слова на слоги самостоятельно и безошибочно, можно диктовать ему диктанты слов, а также предложить следующее задание: «Распредели слова в три столбика». Чертятся три столбика. Первый столбик называется «1», второй столбик – «2», третий столбик – «3» Вы диктуете ребенку слова и просите ребенка слова с одним слогом записать в первый столбик, слова с двумя и тремя слогами – во второй и третий столбики соответственно. При этом, когда ребенок записывает слова, попросите его предварительно вслух проговорить слово по слогам, а также проговаривать слово по слогам во время его написания.
6. Запись предложений.
Перед тем, как записывать предложения, следует вспомнить, что все слова в предложении пишутся раздельно. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Также перед записью предложения следует составить его графическую схему. Например: «Саша ест кашу». Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье. Начерти столько черточек, сколько слов в этом предложении.
── ── ──
Первое слово пишется с какой буквы? (С большой.)
Почему? (Потому что это начало предложения и это имя собственное.) Большую букву на схеме мы обозначаем уголочком. Что ставим в конце предложения? (Точку.) В итоге должна получится следующая схема:
└─ ── ── ∙
После того, как схема составлена, следует проговорить каждое слово по слогам и записать предложение, опираясь на схему.
Далее следует увеличивать количество слов в предложении, добавлять предлоги и имена собственные. Например, Утром Маша пошла в лес. Схема этого предложения будет выглядеть следующим образом:
└─ └─ ── ── ── ∙
7. Чтение.
Перед тем, как обучать ребенка чтению следует убедиться, что ребенок знает все буквы русского алфавита. Если ребенок не может запомнить букву, то для её запоминания следует попросить ребенка нарисовать эту букву, разукрасить её, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, найти эту букву в тексте и обвести или зачеркнуть её и т.п.
Обучение чтению следует начинать со слогов. При этом нужно помнить, что произносим мы звуки, а не буквы. Например, звук [м], а не «мэ» или «эм».
Также перед тем, как ребенок будет читать слоги, полезно их проговорить устно. Например, «а» «м» – что получится? «ам»; «т» «а» – что получится? «та» .
Только после того, как ребенок научился хорошо читать слоги, следует переходить к чтению слов и только потом к чтению предложений. Для более успешного овладения навыками чтения можно воспользоваться «Букварем» таких авторов, как Ткаченко Т.А., Жукова Н.С.
8. Развитие словарного запаса.
Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» – это ... ? или «сапоги», «туфли», «босоножки» – это ... ?
9. Развитие связной речи.
Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.
При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.
10. Ориентировка в пространстве.
Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» – «потом», «сзади» – «спереди», «старше» – «моложе».
Удачи Вам и Вашему ребенку!