Правовые основы системы защиты детей от насилия в Республике Беларусь - СШ 2 г.Каменца
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Правовые основы системы защиты детей от насилия в Республике Беларусь

В Республике Беларусь сложилась система защиты прав детей, в том числе от посягательств на их жизнь и половую неприкосновенность. Прежде всего, в стране создана функциональная законодательная база.

Конституция Республики Беларусь

Основу законодательной базы в области защиты детей составляет Конституция — основной Закон Республики Беларусь. Так, статья 2 гласит, что «человек, его права, свободы и гарантии являются высшей   ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий длясвободного и достойного развития личности...». Таким образом, в основном Законе закреплена обязанность всех государственных органов и организаций, принимать все необходимые меры для неукоснительного соблюдения прав граждан и, прежде всего, детей. Основными правами ребенка являются право на жизнь, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Реализация прав и законных интересов ребенка является одной из важнейших задач любого цивилизованного общества.

В силу статьи 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Конвенция ООН о правах ребенка

Как говорится в статье 6 Конвенции о правах ребенка, неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь, и государство должно обеспечить в «максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Статья 19 содержит следующие положения, защищающие ребенка от насилия:

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные посягательства со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные проце­дуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления дру­гих форм предупреждения, и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, рас­следование, лечение и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а также, в случаях необходимости для возбуждения судебной процедуры.

В статье 27, пункт 2 Конвенции о правах ребенка говорится: «Родители и/или другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка».

Ряд статей Конвенции указывают на необходимость гарантирования защиты ребенка от насилия и эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может пред­ставлять опасность для его здоровья:
ст.34 «от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения»; ст.36 «от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка».

В Конвенции о правах ребенка говорится, о необходимости принятия всех мер «для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме» (ст.35), «для предотвращения бесчеловечных, жестоких, уни­жающих достоинство видов обращения или наказания» (ст.37).

К числу воздействий, наносящих существенный вред здоровью ребенка, относится употребление несовершеннолетним наркотических, токсических, психотропных веществ, алкоголя, об этом говорится в ст. 33 Конвенции: «Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими».

Основным специальным нормативным актом в области защиты прав и интересов детей, на основе которого строится вся система защиты детей в стране является Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка". Для более полного уяснения основополагающих положений Закона необходимо остановиться на следующих его аспектах.

В соответствии со статьей 3 Закона «права ребенка обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей».

Статья 4 Закона закрепляет обязанность государства защищать ребенка от любых противоправных посягательств.

Одна из основных норм Закона в части защиты детей от насилия изложена в статье 9. Так, в соответствии с Законом «каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации включая сексуальную от физического и или психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению психоактивных веществ, принуждения к занятию проституцией и т.д. Особо необходимо отметить еще одно основополагающе положение данной статьи: «Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического или психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный орган.

Ст. 13 Закона о правах ребенка предусматривает право детей самостоятельное (без участия родителей) получение юридической помощи, что особенно важно в случае нарушения его прав со стороны близких родственников. В указанной статье также содержится норма о том, что в случае нарушения прав ребенка он самостоятельно имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд с заявлением о защите своих прав. Представляет интерес ст. 28, в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства не тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Ст. 29 регулирует порядок осуществления защиты прав ребенка оставшегося без попечения родителей.

Кодекс Республики Беларусь о браке семье

Статья 189 Право на защиту.

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с 14 лет - и в суд, а также осуществить защиту прав и интересов через законных представителей.

Под правами законодатель понимает все права ребенка, закрепленные в Кодексе о браке и семье (далее КоБС), а под законными интересами как те, что предусмотрены Кодексом, так и те, которые логически вытекают из содержания конкретной нормы.

Защиту прав ребёнка, пока он не стал дееспособным, осуществляют его родите­ли или заменяющие их лица (ст.73 КоБС).

В соответствии со 80 КоБС родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав «если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или они злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка».

Разъяснение понятий, касающихся уклонения от выполнения родительских обязанностей или злоупотребления родительскими правами, дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №7 «О судебной практике по делам о лишении родительских прав» от 26.09.2002г.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, здоровье, обучении, подготовке к общественно полезному труду, содержании, а также в отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений и от лиц, у которых ребенок находится на воспитании. При этом не имеет значения тот факт, что другой родитель или близкие ребенка заботятся о его материальном благо­получии.

Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, вовлечение в деятельность, носящую антиобщественный характер (склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.) Это основание отличается от жестокого обращения с детьми тем, что по­следнее проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приёмов воспитания, унижении человеческого достоинства. Но, следует отметить, что лишение родительских прав является крайней мерой.

При отсутствии оснований для лишения прав, когда оставление ребенка опасно для его физического, умственного и духовного развития, суд, в соответствии со статьёй 85 КоБС, может вынести решение об отобрании у них ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.

В том случае, если лица заменяющие родителей, справляются со своими обязанностями ненадлежащим образом, законодатель предусматривает соответствующие меры. Так, в случае невыполнения усыновителем и опекуном (попечителем) обязанностей или злоупотребления правами, усыновление может быть отменено
(ст. 138 КоБС), а опекун (попечитель) отстранен от выполнения обязанностей
(ст. 168 КоБС).

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим защиту детей, является Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии со ст.2 указанного закона одной из основных задач при осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 9 органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители, опекуны или попечители несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, вправе обратиться в установленном законодательством порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

Кроме того вышеуказанной статьей предусмотрена обязанность государственных органов и иных организаций, а также граждан незамедлительно информировать следующие органы и организации по месту нахождения несовершеннолетнего: органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе нуждающихся в государственной защите; органы по труду, занятости и социальной защите – о выявлении семей, дети в которых находятся в социально опасном положении; органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения либо надзора родителей, опекунов или попечителей; государственные организации здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством; органы внутренних дел – о выявлении родителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающихих в совершение правонарушений, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним правонарушения.

В соответствии со ст.10 указанного Закона работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Одним из основных нормативных правовых актов, направленным на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее Декрет № 18)

Пунктом 21 Декрета № 18 за нарушение требований Закона предусмотрена дисциплинарная ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности для руководителей и других работников субъектов профилактики.

Необходимо отметить еще один специальный Закон Республики Беларусь от4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Согласно ст.1 Закона, насилие в семье определяется как умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

Ст. 31 Закона введено понятие - защитное предписание. Защитное предписание – установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий

Оно может применяться в отношении гражданина, совершившего насилие в семье.

Защитным предписанием семейному агрессору запрещается:

предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье;

посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье;

общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием интернета.

Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3 до 30 суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание выносится гражданам, которые совершают административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений повторно в течение года (после первого правонарушения объявляется официальное предупреждение).

Основным документом, регламентирующим деятельность органов управления образованием, учреждений образования является Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 года № 47 «Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

В соответствии с п. 3 инструкции к детям находящимся в СОП относятся несовершеннолетние, которые находятся в обстановке, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и другое); ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Насилие в отношении детей носит латентный характер, особенно если ребенок подвергается насилию в семье, поэтому важную роль в выявлении фактов насилия играют учреждения здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь 4 августа 1994 года№ 183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими механическими повреждениями криминального характера» предусмотрено незамедлительное информирование территорриальных органов внутренних дел обо всех таких случаях.

В целом в Уголовном Кодексе Республики Беларусь (далее – УК РБ)  под насилием следует понимать, в частности, применение к потерпевшему лицу (близким потерпевшей по делам об изнасиловании) физического воздействия, выражающегося в срывании одежды, нанесении побоев, причинении физической боли, телесных повреждений, сдавливании дыхательных путей, введении в организм против или помимо воли алкоголя, лекарственных препаратов, психотропных, отравляющих веществ, наркотических средств и т.п., а также в лишении или ограничении его свободы (удержание рук, связывание, запирание в помещении и т.п.).

Под угрозой применения насилия понимается выраженное в конкретных словах, жестах, действиях либо в другой форме очевидное для потерпевшей (потерпевшего) намерение обвиняемого причинить вред здоровью или жизни потерпевшего лица (близких потерпевшей по делам об изнасиловании).

В ряде статей УК РБпредусмотрена ответственность лиц, совершивших преступления в отношении детей.

Ст. 64 признает совершение преступления в отношении малолетнего, отягчающим ответственность.

Ст.139 убийство, за убийство малолетнего может быть предусмотрена смертная казнь.

Ст.140 убийство матерью своего ребенка во время родов или непосредственно после них совершенное в условиях психотравмирующей ситуации наказывается намного мягче и предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

Ответственность за нанесение ущерба здоровью ребенка предусматривается и другими статьями УК РБ (ст. 145 – доведение до самоубийства, ст. 146 – склонение к самоубий­ству, ст. 154 – истязание,
ст. 159 – оставление в опасности, и ряд других).

К преступлениям, наносящим ущерб здоровью, относятся также заведомое зара­жение несовершеннолетнего венерической болезнью, в том числе СПИДом (ст.ст.157,158 УК РБ).

Ст. 166-170 УК РБ о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы

Ст.343-1 изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего.

Ст.168 половое сношение и иные действия с лицом, не достигшим 16 лет.

Ст. 172 вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

С. 173 вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Ст. 174 уклонение родителей от содержания детей либо возмещения расходов по Декрету 18.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Ст. 7.3. вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Статья 17.4 Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ -влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 17.13 Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 18 Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» 1 июля 2010 г. № 153-З
Так при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется: при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА В ОТНОШЕНИИ,

КОТОРОГО, ВОЗМОЖНО СОВЕРШЕНО НАСИЛИЕ

Распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении детей предполагают использование определенных методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности.

Основными методами диагностики в данном случае являются:

1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;

2. наблюдение за поведением;

3. наблюдение за игрой;

4. анализ сновидений;

5. анализ продуктов творчества;

6. рассказ самого ребенка;

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка

По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний.
Важно видеть, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.

Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации внимания, а также бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары являются одними из самых характерных проявлений ПТСР на физиологическом уровне.

Кроме того, у детей могут быть энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие.

У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения.

Наблюдение за поведением ребенка

Выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия, является одним из самых значимых моментов диагностики. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми важно знать о том, имеют ли место:

  • перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать более нервозным, боязливым, избегающим контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

  • регресс в поведении.

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

  • сверхбдительность или повышенная возбудимость.

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

  • стремление избегать всего, что связано с травмой.

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

  • нарушение доверия к окружающим людям.

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

  • наличие страхов.

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.

  • депрессивные состояния и суицидальные мысли и попытки.

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

  • агрессивность по отношению к другим.

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

  • склонность к самодеструктивному поведению.

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

  • диссоциации.

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

Наблюдение за игрой ребенка

Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ ее проработки.

Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

Анализ сновидений

У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.

Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.

Рассказ ребенка о факте насилия

Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Используя приемы активного слушания, специалист собирает, таким образом, прямую или косвенную информацию о насилии, акцентируя внимание на том, принимает ли ребенок себя, свое тело, что он чувствует в тех или иных ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе жизни. Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить такой рассказ через игровой сюжет или опираясь на рисунок.

Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести вас в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Имеются данные о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребенка при сексуальном насилии

  • ребенок в ранее нехарактерной для него манере становится замкнутым. Стоит насторожиться, если обыкновенно отзывчивый, энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую ребенок, переживший сексуальное насилие чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не научились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства
  • поведение ребенка не соответствует возрасту – происходит откат назад. Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие (например, у ребенок снова начинает писаться по ночам, ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин)
  • сексуализированное поведение ребенка (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[1]
  • телесные повреждения (боль, кровотечения, выделения, синяки вокруг гениталий)

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание родителя.

Родители должны знать, что:

Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.

Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.

В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.

Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.

Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.

Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Советы родителям:

Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

Ваш ребенок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребенка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребенок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребенок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Используйте «Рассказы для маленьких», чтобы научить их чувствовать опасность. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

Слушая ребенка, применяйте «активное слушание». Ребенок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

Соблюдайте правила сексуального поведения при детях, приведенные ниже.

Правила сексуального поведения для детей:

Нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека.

Нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела.

Нельзя показывать интимные части тела другим людям.

Правила сексуального поведения для взрослых:

Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.

Желательно, чтобы ребенок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-либо. Также предпочтительно, чтобы ребенок спал в комнате один.

Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.

Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.

Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие правила о вхождении ребенка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми, или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.

Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнаженными, если дети находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.

Не разрешайте ребенку спать или купаться со взрослыми.

Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые соблюдали их.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИТОГО НАСИЛИЯ

Каждый случай насилия, пережитый человеком оставляет свой травматичный след. Тяжесть последствий зависит, с одной стороны от вида и интенсивности насилия, а с другой – от наличия защитных факторов человека.

Последствия насилия оказывают отсроченное негативное действие. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе от своих сверстников. Они позже начинают ходить говорить, реже смеются, чем их одногодки. Внешне эти дети выглядят своеобразно: у них припухлые «заспаные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Часто у детей развиваются такие нервно психические заболевания, как тики, заикание, энурез, энкопрез.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка. Ребенок с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для него характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, его общение со сверстниками затруднено. Такой ребенок испытывает трудности в социализации, он пытается избегать отношений с другими людьми. В результате этого формирование дружеских взаимоотношений может быть затруднено.

Установки, формирующиеся у ребенка в результате насилия, часто имеют деструктивный характер.

Так ребенок, подвергшийся физическому насилию от значимых для него людей, укрепляется во мнении, что близкие люди могут проявлять свою любовь тем, что бьют; у самого ребенка появляется право бить других и считать что это действенный метод достижения цели.

Серьезным нарушением поведения в результате пережитого насилия являются нарушения во взаимодействии и общении ребенка со сверстниками. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых, младших по возрасту детей, животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том и другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками и взрослыми. Отличительной особенностью таких детей является отчужденность, замкнутость или, напротив, чувство боязни одиночества, навязывание себя во взаимодействии, заискивающее поведение, стремление любой ценой удержать общение с другим человеком.

У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего эксцентричного поведения. Например, дети пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже дети, не достигшие школьного возраста, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии могут сами стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большее число участников.

Наиболее часто отмечаются различные нарушения эмоциональной жизни ребенка в результате пережитого насилия. Повышенная эмоциональность и нестабильность или, напротив, эмоциональная глухота, неспособность к сопереживанию свойственны таким детям.

Одним из распространенных последствий пережитого насилия является снижение познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальных и когнитивных способностей и, как следствие, школьной успеваемости. У них ухудшается память, внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы адаптации.

 ЧТО НУЖНО КАЖДОМУ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ В БУДУЩЕМ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ И ПОЛНОЦЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Уважение. Идеи вашего ребенка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.

Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

Похвала и призы. Они помогут ребенку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

Доверие. Дайте знать ребенку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,

Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

Что должен делать каждый родитель, чтобы обеспечить его всеми нуждами:

Хорошо и правильно кормите ребенка, вовремя лечите, одевайте соответственно погоде и возрасту.

Следите за развитием ребёнка и за успеваемостью в школе.

В большинстве ситуаций дети в возрасте до 8 лет не должны быть одни, особенно в крупных городах. Даже когда они играют с другими детьми, кто-то из близких взрослых должен присматривать за ребенком.

Никогда не оставляйте детей без присмотра в таких местах, как парки или магазины. Не оставляйте их также в машине или около магазина, даже если вы вышли только на несколько минут.

Если вы находитесь в людном месте, не отпускайте руку ребенка ни на минуту. Не уходите слишком далеко вперед от ребенка.

Как только ребёнок будет способен запомнить, научите его, как его полностью зовут, адрес и номер телефона. Потренируйтесь с ним, пока не убедитесь, что он запомнил.

Уже с двух или трех лет вы можете начинать учить ребенка личной безопасности. Скажите ему очень простым языком, что он никогда, ни с кем не должен уходить, прежде чем не спросит разрешения у родителей.

Более старших детей научите правильно переходить дорогу, делать покупки и спрашивать у взрослых дорогу, если они её забыли. Дети должны всегда говорить вам, куда они идут, с кем и когда вернутся.

Запишите себе имена, адреса и телефоны всех друзей, у которых может быть ваш ребёнок.

В очень людных местах нужно обговорить заранее, где вы встретитесь, если потеряете друг друга (около справочной или кассы № ...), Убедитесь, что ребенок знает, к кому нужно обратиться за помощью. Это должен быть не просто взрослый, а надежный взрослый — полицейский, взрослый с маленьким ребёнком, работник магазина.

Помогите воспитать в ребенке такие качества как самоуважение, используя много поощрений, любви и внимания. Опасные взрослые или те, кто плохо воспитывает своих детей (оставляет их без присмотра, плохо кормит и т. д.), должны быть исключены из круга общения вашего ребенка.

Научите ребенка, что он никогда не должен делать для взрослых то, что им не хочется или не нравится, даже для тех, кого они хорошо знают. Никогда не заставляйте детей целовать или обнимать тех взрослых, с которыми они не хотят делать это.

Слушайте детей, особенно тогда, когда они стараются сказать вам о вещах, которые их беспокоят. Дайте детям знать, что вы всегда воспринимаете их серьезно и сделаете все, чтобы они чувствовали свою безопасность.

Искусство любить детей

Как сделать так, чтобы дети доставляли нам радость и сами были счастливы? Есть короткие пути к большой любви:

Как бы вы не были заняты, находите время для своих детей.

Как бы вы не устали, уделите каждому ребёнку немного внимания.

Выражать свою любовь можно каждый день. Не бойтесь сказать «Я тебя люблю» сегодня, если это вы говорили вчера.

Воспитывайте детей в обстановке любви и покоя. Они также будут воспитывать своих детей.

Не настаивайте на абсолютном послушании ребёнка. Уважайте его достоинства.

Будьте добры с ребёнком даже тогда, когда проявляете строгость. Пусть он растет счастливым и общительным.

Проявляйте чуткость, учитывая желание и волю своих детей. Но не позволяйте им превращать вас в рабов.

Находите простые пути для решения сложных проблем воспитания. Помните - все гениальное просто.

Не ругайте и не наказывайте ребенка, у которого не ладится с учебой, выясните причины отставания.

Будьте дружелюбны и гостеприимны с друзьями своего ребёнка. В противном случае он останется один.

В своих требованиях делайте скидки на возраст и индивидуальные качества ребёнка.

Предоставьте ребёнку достаточно свободы для развития самостоятельности. Это поможет ему завоевать признание сверстников.

Своим примером обучайте ребёнка желательным качествам. Хорошее в нем - поощряйте.

Не делайте различий между детьми. Никогда не сравнивайте с другими.

Читайте вместе. Даже старшие дети с удовольствием слушают хорошие рассказы.

Показывайте свои чувства к ребёнку. Не бойтесь обнять и поцеловать его.

Извинитесь, когда вы не правы, родители тоже совершают ошибки.

Всегда прощайтесь с детьми со словами любви и поцелуйте их. Всегда провожайте их спать со словами «спокойной ночи»; обнимите и поцелуйте.

Старайтесь хорошо и правильно кормить детей. Голодный ребёнок – злой ребёнок. Следите за их развитием и вовремя лечите, если нужно.

Будьте открытыми и честными с детьми. Дети всегда чувствуют фальшь, и будут платить вам тем же.

Включайте детей в обсуждение семейных проблем, делайте совместную работу. Научите тому, что умеете сами.

Разговаривайте с ребёнком всегда приветливо, с улыбкой. Ваша одна улыбка может сделать его счастливей.

Не позволяйте ребёнку привыкнуть к чувству поражения. Придумайте для него возможность стать победителем.

Радуйте своих детей - сюрпризами, домашними праздниками. Пусть дети всегда ждут от вас чего-то особенного.

Есть несколько пунктов в воспитании детей, которые мы должны знать и соблюдать: 

Ни в коем случае нельзя бить ребенка по лицу. Это может способствовать развитию у него комплекса неполноценности. А в дальнейшем он может вырасти трусливым человеком. Непроизвольно он будет бояться любого, кто будет протягивать руку к его лицу.

Никогда не кричите громко ему в лицо, если, по вашему мнению, он допустил ошибку. Такое поведение с вашей стороны может быть расценено им как руководство к действию. Каждый раз, как только он будет видеть ошибки у других людей, он также будет кричать на них и повышать голос. 

Никогда не теряйте самообладание в присутствии детей. Не кричите, не бейте посуду. Иначе ребенок будет думать, что, разбив например, тарелку, он найдет выход из трудной ситуации. А также ошибочно станет полагать, что битье посуды успокаивает нервы. 

Ребенок никогда не должен видеть сцены насилия в семье. Порой, даже в шутку, когда родители дурачатся, изображая драку, ребенок воспринимает это всерьез. Начинает плакать, у него теряется чувство защищенности, когда он видит, как страдают самые дорогие для него люди. 

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия – хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, надо прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ограничьте просмотр психотравмирующих передач. Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей. Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом решения своих проблем.