Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом, педагогической общественностью и родителями в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ [1].
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.
С этой целью в школе с 03.10 по 22.10 будет проходить психосоциальное анкетирование обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста. Для проведения психосоциального анкетирования обучающихся 11-13 лет необходимо согласие родителей в письменной форме, в возрасте от 14 лет и старше анкетирование осуществляется с согласия самих обучающихся.
Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях опсихоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.
Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.
Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.
Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.
Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:
- психологический фактор риска:
- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);
- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);
- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);
- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);
- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);
- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);
- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);
- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);
- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);
- ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
- образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].
Родители самостоятельно могут ответить на вопросы предлагаемой анкеты с целью раннего выявления аддиктивного поведения у подростков.
АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков
№
|
Вопрос
|
Балл
|
I
|
Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери):
|
|
1
|
Снижение успеваемости в течение последнего года?
|
50
|
2
|
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе?
|
50
|
3
|
Потерю интереса к спортивным и другим внеучебным мероприятиям?
|
50
|
4
|
Частую, непредсказуемую смену настроения?
|
50
|
5
|
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить?
|
50
|
6
|
Частые простудные заболевания?
|
50
|
7
|
Потерю аппетита, похудание?
|
50
|
8
|
Частое выпрашивание денег?
|
50
|
9
|
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям?
|
50
|
10
|
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни?
|
50
|
11
|
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей?
|
50
|
12
|
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения?
|
50
|
13
|
Гнев, агрессивность, вспыльчивость?
|
50
|
14
|
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма?
|
100
|
15
|
Резкое снижение успеваемости?
|
100
|
16
|
Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях?
|
100
|
17
|
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией?
|
100
|
18
|
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически?
|
100
|
19
|
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.?
|
100
|
20
|
Нарастающую лживость?
|
100
|
21
|
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки?
|
200
|
22
|
Значительные суммы денег без известного источника дохода?
|
300
|
23
|
Частый запах спиртного?
|
300
|
24
|
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей?
|
300
|
25
|
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.?
|
300
|
26
|
Состояние опьянения без запаха спиртного?
|
300
|
27
|
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов?
|
300
|
II
|
Слышали ли вы от своего сына (дочери):
|
|
1
|
Высказывание о бессмысленности жизни?
|
50
|
2
|
Разговоры о наркотиках?
|
100
|
3
|
Отстаивание своего права на употребление наркотиков?
|
200
|
III
|
Сталкивались ли вы со следующим:
|
|
1
|
Пропажей лекарств из аптечки?
|
100
|
2
|
Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.?
|
100
|
IV
|
Случалось ли с вашим сыном (дочерью):
|
|
1
|
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.?
|
100
|
2
|
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения?
|
100
|
3
|
Совершение кражи?
|
100
|
4
|
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков?
|
300
|
5
|
Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)?
|
100
|
Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить наличие у вашего сына (дочери) химической зависимости.
В таком случае необходима консультация специалистов.
разгарнуць » / « згарнуць